Сложилось так, что танцевальная электроника со времен своего зарождения развивалась по двум главным направлениям. Основное различие между ними заключается в построении барабанной партии. Первое течение – это диско+kraftwerk > house > acid house/techno/trance и все их многочисленные подстили с характерным прямым (4/4) битом. Драм-н-бейс же принадлежит к другой группе стилей, общее название которой – брейкбит (breakbeat). История драм-н-бейса начинается в конце 70х с изобретения хип-хоп DJ’ем Kool Herc брейкбита как такового. Kool Herk играл диско-треки, многократно повторяя и накладывая друг на друга барабанные сбивки, используя разные скорости и остановки. Его трек “Bone Breaker” считается первым известным брейкбитом. Долгое время стиль оставался в глубоком андеграунде, пока набиравший силу хип-хоп и его суперзвезды 80х, такие как Beastie Boys и Run DMC не сделали брейкбит основой своих треков. В конце восьмидесятых в Англии началась революция первых рейвов. К 90му году в эйсид-хаусовых треках начинает использоваться ускоренный до 140-150 bpm брейкбит и возникает стиль UK Hardcore – сумасшедший веселый танцевальный стиль, хорошо знакомый всем по альбому The Prodigy – Experience. UK Hardcore и послужил отправной точкой в создании музыки, известной как Jungle, а теперь – Drum’n’Bass. Между прочим, у многих людей возникает вопрос – чем джангл отличается от драм-н-бейса? – На самом деле, джангла, как такового, с 95го года практически нет. Вот как начиналось и закончилось это направление. Есть несколько точек зрения на происхождение самого термина. Одна из них – Jungle происходит от названия лондонского клуба, где лейблы Shut Up And Dance и Kickin’ начали экспериментировать, смешивая рэггей, даб, техно, хаус и хип-хоп. Вероятно также, что слово происходит непосредственно с Ямайки. В точности первый джангловый трек определить довольно сложно. Скорее всего – это Lenny De Ice – “We are Ie” или выпущенный на Perfecto “Baz de Conga”. Ранние джангловые треки игрались на рэйвах совместно с хардкоровыми и мало чем от них отличались, кроме акцента на ломаный ритм. Только к 92му году это направление становится самостоятельным. Создаются лейблы Reinforcement, Mendoza и Movin’ Shadow – существующий до сих пор. Музыка становится более мрачной и значительно ускоряется. С выходом трека Goldie “Terminator” и Nebula II “Flatliners” начинается эпоха дарксайда (darkside). Голди становится героем джангла и подписывает первый контракт с крупным лейблом. В 1993г. LTJ Bukem открывает лейбл Good Lookin’ и выпускает треки “Music” и “Demon’s Theme”, положившие начало более мягкому и музыкальному направлению – так называемому «intelligent» или атмосферному джанглу/драм-н-бейсу. К 1994му году Roni Size, DJ Krust и Die создают треки с большим влиянием джаза, даба и трип-хопа, укрепляя позиции джангла не только как танцевальной музыки, но интеллектуальной и достаточно сложной. На танцполах же того времени царит совсем другая атмосфера. В 95м изобретается характерный хаотичный рисунок барабанов, с неожиданными остановками и изменениями скорости (так называемый rolling tune). Популярность приходит к коллективам, состоящим из DJя и рагга-вокалиста, в массовом сознании джангл ассоциируется c сумасшедшей скоростью барабанов, поверх которых rude boys столь же экспрессивно считывают свои тексты. Эта лирика содержала такое количество насилия, черного расизма и протеста беднейших слоев, что Grooverider даже заявил, что джангл – это ответ Англии на американский хип-хоп. В том же году к джангл-музыке приходит коммерческий успех. Альбом Голди – Timeless продается в одной только Англии тиражом 150 000 копий. Голди основывает лейбл Metalheadz и собирает команду из J Majik, Doc Scott, Dillinja, Photek, Peshay и Lemon D, которая сыграет годом позже главную роль в исчезновении джангла как самостоятельного стиля. Разразившийся скандал связан с заявлением рагга-вокалиста General Levi в интервью BBC Radio 1, о том, что именно он принес такой успех джанглу и главными героями стиля должны считаться рагга-вокалисты. Со стороны Goldie и его группировки последовал незамедлительный ответ, состоявший в бойкоте журналистов, DJ’ев и лейблов, имевших дело с рагга-джанглом. Так как авторитет и связи Голди в джангл-бизнесе были весьма велики, рагга-джангл вскоре практически прекратил существование. Немалую роль сыграла и коммерциализация джангла, и утрата особой атмосферы джангл-рэйвов. Казалось бы, сцену охватил кризис – один за другим стали закрываться клубы и лейблы, специализировавшиеся на джангле. Именно тогда и началась эпоха драм-н-бейса. Первые драм-н-бейсовые треки появились еще в 94м. Они незначительно отличались по звучанию от джангла, поэтому и возникла путаница с терминами Jungle/Drum’n’Bass, отчасти продолжающаяся и по сей день. Окончательно драм-н-бейс сложился с возникновением стиля Techstep, обязанного и названием, и звучанием релизу лейбла Emotif – “Techsteppin’”, треку Ed Rush’а – “What’s Up”, а также ремиксу на классическую композицию Рэя Кейта – “Terrorist”, выпущенного на No-U Turn. Текстеп и его еще более тяжелый вариант Hardstep – стили, остающиеся и по сей день основными в драм-н-бейсе. Для текстепа характерен практически прямой жесткий ритм барабанов, пришедший из техно (отсюда и название), очень тяжелый, перегруженный бас, играющий в два раза медленнее ударных (80-90 bpm против 160-180). Для придания еще большей энергетики композициям, в текстепе часто используется и джангловые барабанные лупы, положенные поверх основной партии ударных. В противовес текстепу продолжает развиваться «интеллигентное» направление, еще больше углубляющееся в направлении джаза и эмбиента. Rony Size собирает свой лагерь Reprazent вместе с Крастом, DJ Die и DJ Suv и в 97м – 98м годах получает широкое коммерческое признание с такими треками, как Strictly Social и Brown Paper Bag. Драм-н-бейсом начинают интересоваться большие клубы, как Ministry of Sound, популярные музыкальные издания и телевидение. Мейнстримовые исполнители, от Дэвида Боуи до Everything but the Girl используют его в своих альбомах. С 98го года наступает время повального увлечения джамп-ап’ом (Jump Up). Этот стиль обязан своей популярностью всего двум продюсерам – Афродайту (Aphrodite) и его другу Микки Финну (Micky Finn). Именно с jump up в нашей стране до сих пор и ассоциируется в массовом сознании драм-н-бейс. Начав восхождение к вершинам чартов с ремиксов на треки Jungle Brothers и Фэтбой Слима, Афродайт закрепил успех хитами Style From The Dark Side’99 и The Stalker. При том, что jump up – наиболее коммерческий и доступный (проще говоря, попсовый) подстиль драм-н-бейса, Aphrodite все еще популярен. Звучание jump up строится, как правило, по стандартной схеме: часть оригинальной медленной хип-хоп или брейкбит композиции, постепенно ускоряющейся до вступления облегченных текстеповых барабанов и заводной басовой линии. Примерно с 2000-2001 года начинается современный период развития драм-н-бейса. Продолжающееся сближение различных стилей танцевальной электроники позволило создать экспериментальное направление, диско-драм и даже придать трансовый оттенок некоторым композициям. Делаются попытки возродить оригинальное звучание рагга-джангла (Bad Company – Mo’ Fire, например), старые звезды продолжают выпускать хиты (Ed Rush, Optical, Pascal, J Majik, Johnny L, Dom, Roland и многие другие), появляется множество новых интересных имен и коллективов (Ram Trilogy, Bad Company, EZ Rollers, Concord Dawn, John B и др.). Драм-н-бейс сегодня – мощнейшее направление, пережившее взлеты и падения, но продолжающее активно развиваться.
|